Доклад на ІІ Летнюю школу «Золото и медь психоанализа»

«Психотерапия для народа» — золото или медь?

eba6c2c32f86b43c3c19524bfdb2ce73

 

 

Поскольку данная летняя школа посвящена вопросам золота и меди психоанализа, я своим докладом решила затронуть тему различия классического психоанализа и его модификациям (суггестиям), которые Фрейд назвал «психотерапией для народа».

Именно этот вопрос Фрейд затронул и оставил для размышления, заканчивая свой доклад на 5 международном психоаналитическом конгрессе такими словами:

«Вполне возможно, что при массовом применении психоаналитического метода нам придётся сплавить чистое золото (психоанализа) с медью прямого внушения. Но как бы эта психотерапия не использовалась на благо народа, только элементы позаимствованы у строгого, бескомпромиссного психоаналитического метода будут наиболее действенными при работе с клиентами (З. Фрейд, 5ый Международный Психоаналитический Конгресс, Будапешт).

Провести различие между “чистым золотом” психоанализа и «медью» прямого внушения нужно для того, чтобы отметить границы ортодоксального психоанализа и отделить его от более «базовых» элементов поддерживающей психотерапии. “Чистое золото” психоанализа относится к долгосрочному, интерпретирующему подходу, при котором абстинентный аналитик и подавляемый анализант встречаются более одного раз в неделю в открытой терапии. К «Меди» традиционно относится все без исключения терапевтические методы, которые не соответствуют этому “золотому стандарту”. Например, поддерживающие компоненты терапевтических отношений, вмешательства, охватывающие диапазон от межличностного психоанализа до когнитивно-поведенческой терапии и различных разновидностей срока терапии. Эти альтернативные терапии определяются как «другие», порочащие по отношению к идеализированному методу лечения. Такое применение слов Фрейда, однако, игнорирует контекст, в котором он их создал, и двухстороннюю и противоречивую цель, с которой они были разработаны. Контекстом этих терминов является доклад “Пути психоаналитической терапии” на том же конгрессе 1918 года, в котором он исследует модификацию и применение психоанализа к бедным и неимущим людям, которые страдали военными неврозами и до 1920-ых были вообще изолированы от психоаналитического лечения. Цель различить “чистое золото” и «медь», в свою очередь, служит двойной функции, как исключения, так и включения, отделяя психоанализ от прагматической реальности психотерапии, вместе с тем призывая к их интеграции с целью фальсификации того, что Фрейд называет “психотерапией для народа”.

Развитие «психотерапии для народа» как меди психоанализа я бы и хотела продемонстрировать на примере психоанализа США.

За 9 лет до Будапештского конгресса и раздумий о модификации психоанализа Фрейд посещал Америку и перед выходом на берег Нью-Йорка сказал Юнгу, свою знаменитую фразу «Они не осознают, какую чуму мы им везем». (З.Фрейд — К. Юнгу о психоанализе во время совместного путешествия в Америку.)

Интересно, о чем думал Фрейд, называя психоанализ чумой для Америки? И не задумывался ли он, что как раз, этот визит в Америку и учреждение в 1910 году Американской Международной психоаналитической ассоциации станет переломным моментом для ортодоксального психоанализа. Ведь через 30 лет эта ассоциация придаст забвению целый ряд его принципиальных открытий — акцент будет смещен с анализа бессознательного на работу с защитами эго.

Я бы хотела отметить, что считаю очень интересным, что именно дочь Фрейда — Анна, первая сместила этот акцент своей работой «Эго и механизмы защиты» в 1936году. Именно после ее работы уже в 1939 Хайнц Гартман напишет книгу «Психология эго и проблема адаптации», что положит начало «Американскому медному психоанализу» или как ее назвали эго-психологией, как основной версией психоанализа в Америке.

С этих пор задачей американского психоанализа стало приспособление человека к реальности, а не осмысление реальности и вскрытие иллюзорного смысла адаптации. Понятие адаптации (биологический термин) оказалось одним из центральных в эго-психологии, где невротические симптомы приравниваются к адаптивному поведению. (Мазин с. 67) В. Мазин назвал эго-психологию инструментом социального контроля и конформизма.

Можно ли действительно считать это модификацией сплава чистого золота психоанализа в медь, т.е. в адаптационную выгодную для власти «психотерапию для народа» о которой говорил Фрейд за 12 лет до этого?

Нынешние американские тенденции указывают на усиление экономического, политического и идеологического давления, что привело к большой потребности искать профессионалов, которые могут помочь разобраться во множестве проблем, с которыми сталкивается человек в ответ на требования, диктуемые нам современным обществом. В пример можно взять Американские стереотипы: «ты можешь добиться всего, если поставишь цель и будешь стремительно взбираться вверх, не отступая перед проблемами и трудностями у себя на пути». Когда человек перестает соответствовать данным требованиям, возрастает внутреннее напряжение, неуверенность в себе, это приводит к разочарованию и наконец, к депрессии. Да и иметь личного психотерапевта теперь стало модным.

Но является ли это поводом для реальной мотивации прийти в психоанализ, чтоб идти по длинному пути в поисках познания себя, тратить время и деньги годами, когда можно обратиться к врачу за рецептом «волшебной таблетки от всех бед», спасибо фармацевтическому бизнесу, который нашел отличную лазейку наживаться на тех, кто хочет всего и сразу. Ведь к психотерапевту большинство людей обращаются потому, что либо все так делают, либо они думают, что переложив ответственность на аналитика или просто обращение к нему – может послужить причиной оправдания себя – «я пытался что-то сделать» со своей жизнью. Ну а если и продолжать ходить на психоанализ, то требовать мгновенного решения проблемы, а не устранения причин проблемы. Данная тенденция в Америке привела к количественному росту психодинамических краткосрочных терапий, которые проводятся один раз в неделю в течение от 12 до 40 сессий, и придают особое значение преобладанию активности терапевта, а также роли субъективности в процессе переноса-контрпереноса. (Crits Christoph, Barber, & Kurcias, 1991; Messer & Warren, 1995; Tosone, 1997). Данная тенденция также наблюдаеться сейчас и в Европейских странах.

 

Я уделила внимание именно модифицированному американскому психоанализу, потому, что западные, и особенно, американские тенденции имеют свойство переходить на Европу, и Украину в частности. То, что западные тенденции постепенно уже приходят и в Украину свидетельствует и тот факт, что по прогнозам к 2020 году обещают, что в Украине главным заболеванием станет депрессия, обогнав сердечно сосудистые заболевания. Возможно, также к тому времени, и фармацевтический бизнес будет работать над рекламой и адаптацией «волшебной таблетки от всех бед» для украинцев. Поэтому я думаю, что Международному Институту Глубинной Психологии и Украинской ассоциации психоанализа нужно работать в направлении развития золотого психоанализа в Украине. Нужно обучать и стимулировать участие в этом процессе молодых специалистов, ведь они – то будущее психоанализа Украины. Именно эта задача и была одной из наиболее приоритетной для создания и проведения этой второй летней школы.

Оставить комментарий