Как проходит развитие ребенка, как формируются его представления об окружающем мире и становление психики?

Знаете ли вы что самый важный период в развитии ребенка это первые годы жизни? Что именно в этот период закладывается основа психического здоровья?

Очень важную роль в развитии ребенка на протяжении первых месяцев играет мама  или объект, выполняющий материнскую функцию. Если в первый месяц, ребенок в основном спит, то потом уже начинает сосредоточивать свой взгляд на окружающих предметах и лицах. С 3-5 недель ребенок начинает узнавать своих близких и улыбаться, когда к нему подходят.

С этого времени ребенок уже начинает накапливать личный жизненный опыт.

К трем месяцам ребенок уже определяет, где находиться источник звука, поворачивает голову и смотрит на говорящего человека. Мама должна  потихоньку знакомить с внешним миром, описывать свои действия: сейчас я тебя покормлю,  а теперь мы одеваем шапочку, для того что бы выйти на улицу по гулять. Не менее важным являеться то, что мать должна выступать в роли контейнера чувств ребенка, говорить о них и обьяснять что с ним происходит, «ты голодный, сейчас я тебя покормлю, тебе мокро, счас я поменяю памперс. И так далее. Если ребенок  проснулся, а мамы нет, то начинает он начинает кричать и очень тревожиться, если мама долго не подходит, то это является огромнейшим стрессом для ребенка, и поэтому если и приучать ребенка находиться самому, то очень плавно и постепенно. Сначала на пару минут, потом на 5. И обязательно объяснять, что мама отошла на минутку, но обязательно вернется, она ни куда не денется и никогда не оставит его.

 развитие ребенка

Как формируется самоощущения ребенка?

 

Когда ребенок рождается он с матерью  -  единая структура. Чувство себя – это чувство единой структуры, поэтому самая главная тревога младенца – потеря матери, т.е. самого себя. Только когда ребенок обретает себя во внешнем мире и формирует свой внутренний мир, он уже начинает чувствовать себя отдельной от мамы личностью. Он перестает воспринимать маму как продолжение себя и понимает, что не по его желанию грудное молоко само течет ему в рот. Ребенок выходит с процесса слияния с объектом и происходит дифференциация себя и объекта т.е. от мамы.

Основы формирования психически здорового ребенка, закладывается тогда, когда мать способна адекватно ответить на потребности ребенка, когда дает ребенку возможность, время и уверенность спокойно переживать и перерабатывать свои внутренние ощущения, когда мать способна понять тревогу ребенка, адекватно воспринять его чувства, назвать их и показать что с этим можно справиться.   Например, ребенок при кормлении его грудью может проявлять свои первые агрессивные импульсы, и та мать, которая не наказала ребенка за его потребности и не ответила агрессией, а дала возможность ребенку понять, что та грудь, которая его кормит «хорошая» и может выдержать его нападки. Для ребенка это станет стержнем нормального развития. Если мать неспособна адекватно отвечать на потребности ребенка, то ребенок прибегает к расщеплению как возможному способу, хоть как-то сохранить «хороший» объект («хорошую грудь»)… (Эта концепция М. Кляйн – концепция хорошой и плохой груди, а расчепление – это защита в психоанализе к которой ребенок прибегает, для того чтобы как можно больше сохранить в себе хороших объектов – интроектов, того что он помещает во внутрь и считает хорошим. Хорошая грудь – эта та которая отвечает сразу на его потребность в еде, а плохая, когда ребенок начинает кричать, а грудь не приходит его насытить).

(Если же мать неспособна на эмпатичные (хорошие) ответы, то в результате вместо переполненности хорошими внутренними объектами уже будучи взрослыми люди будут  ощущать и жаловаться на пустоту, на отсутствие внутренних хороших объектов (отсутствие внутренних объектов, также означает и присутствие интернализированных объектов, которые говорят ему, что он плох). Такие люди во взрослой жизни лишены внутреннего направления и надежных ориентирующих ценностей, они обращаются в психоанализ, для того чтобы обрести смысл жизни. Конечно, внешне эти люди уверенные в себе и возможно даже очень успешные, но внутренне находятся в постоянном поиске подтверждения своей «хорошести», подтверждения, что их принимают, любят и ценят.)

Хайнц Кохут назвал такое внутреннее состояние «нарциссизмом».

Представление ребенка о себе формируется, когда у него еще нет внутреннего самоощущения, он видит себя таким, каким видит его окружение. В правильном воспитании мать должна воспринимать ребенка как человека со всеми его функциями, выражать состояния ребенка, так формируются самоощущения ребенка. Т.е. мать должна стать зеркалом для него. С 1977 г. Кохут ввел концепт «отзеркаливания» Под «отзеркаливанием» понимается не только отражение отношения к ребенку, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом.

Период с 6 до 18 месяцев  Лакан  назвал – стадия зеркала. Эта стадия начинается после разрешения комплекса отлучения от груди. Вместе с тем, что это большой стресс для ребенка – это еще и толчёк к развитию и формирование потребности говорить. Когда ребенок первые разы видит себя в зеркале и мама при этом говорит, ты видишь меня тут и в зеркале, там мое отражение, а рядом со мной стоишь ты. Видишь какой ты, глаза папины, носик мамин, губки как у бабушки, ты маленький и хорошенький. Зеркальный образ позволяет скоординировать моторные функции тела и собрать все части тела воедино. Ну конечно в своем  представлении о себе.

Подробнее о детском психоанализе читайте тут.

Оставить комментарий