Информационное пространство века потребления или если нет другого выхода – ищи третий

информицыя

Многие действия, совершаемые нами, даже не подлежат обдумыванию или осознанию, выбор делается мгновенно. Большинство привыкло поглощать и потреблять, не задумываясь нужно ли это действительно. Людей охватывает эффект толпы – если 10 человек совершат одно и тоже действие, очень трудно будет не включиться в безумный поток, подпитываемый чужими мыслями. Количество информации, получаемое в сутки  из внешних источников создает противоречивое информационное пространство, которое вызывает  внутренний конфликт и нарастание негативных эмоций, следствием которых становятся  необдуманные и поспешные действия.  Например, человек шел за продуктами в плохом настроении, а тут увидел магазин с надписью «распродажа» и решил снять напряжение, побаловав себя обновкой. А потом через день, думает, что эта покупка была абсолютно не нужна и отложена в дальний угол как ненужная вещь.  Бывает и так, что перед покупкой товара, мы все хорошо взвешиваем и обдумываем, но выбираем все равно не то, что хотелось бы. Например, нам необходима новая плита на кухню,  мы очень ответственно подходим к выбору модели – читаем отзывы на форумах, слушаем советы друзей, расспрашиваем продавцом, смотрим в интернете сравнительные характеристики, выбираем более известный бренд, раз рекламируют – значит, вещь достойная. И через неделю-месяц, она ломается, мы бежим в магазин, покупаем недорогую малораскрученной фирмы и она служит нам лет десять.

век потребления

Наша психика устроена, что защитные механизмы работают так, чтоб оградить наше сознание от всего к чему мы не готовы.  Для нас приемлемы пути, которые заложены в бессознательном, как определенные установки и стереотипы, что может стать  серьезным барьером в восприятии нового.  Нужно быть достаточно зрелым, чтоб уметь осознать свои слабые стороны и недостатки, признавать ошибки и видеть в своем жизненном опыте не якорь, который обязывает следовать однажды выбранному пути, а скорее карту, которая раскрывает бескрайние возможности для маневров. 

Есть такая притча: человеку дали задание рассмотреть внимательно комнату, в которой он находится, и запомнить все предметы коричневого цвета, а в комнате их было очень много и это не составило труда для того, чтоб  запомнить, но ему сказали закрыть глаза и перечислить все вещи… синего цвета. Это оказалось, сложной задачей и человек сказал, что не заметил не одной вещи синего цвета, так как он запоминал только то, что было сказано. Ему сказали открыть глаза, и он увидел как много синего цвета в этой комнате. И тогда мудрец вынес мораль, что как в комнате искать вещи только коричневого цвета, так и в жизни можно искать только плохое, и только это плохое и видеть и только так и воспринимать жизнь. И дополнил, что если ищешь плохое – обязательно его и найдешь, а хорошего даже не заметишь.

Что бы уйти от «выучиного выбора» нужно осознать, что кроме привычного выбора есть и другие варианты, метафорически выражаясь, «если нет другого выхода – ищи третий».

Когда есть порыв совершить какое-то действие, когда сталкиваешься с определенной ситуацией, то всегда есть как минимум 3 выхода из этой ситуации: поступить по привычке или импульсивно (на автомате), последовать советам извне или же задать себе следующие вопросы: что происходит со мной,  почему это происходит, и каким способом мне лучше справиться с этим. 

Бывает иногда сложно разобраться в чем-то, потому что мы видим только то, что готовы принять и то, что хотим видеть. Сложно быть объективным с самим собой. Проще считать, что ресурсы для достижения жизненного успеха находятся извне. Но это отговорки. Сколько историй есть, про людей которые не имели ни денег, не связей, а добились миллионной прибыли. Нужно лишь найти ресурсы внутри себя, заглянуть вовнутрь и раскрыть свой потенциал.

Помните историю про медведя в тесной клетке?

выученный выборВ малюсеньком зоопарке долго держали в тесной клетке медведя, клетка была настолько тесной, что можно сделать было лишь 4 шага в одну сторону, и повернуться и сделать 4 шага в другую. Шло время, в зоопарке стали делать ремонт, всем животным делали большие и просторные вольеры. В вольерах было много зелени, а для медведя даже сделали бассейн. Все предвкушали, как медведь обрадуется и вот когда медведя поместили в тесную клетку для перевозки в новый вольер, он в ней так же ухитрялся делать свои 4 шага вперед и назад. Ну и наконец-то его выпустили в новый огромный вольер. Медведь осмотрелся по сторонам, сделал шаг, потом осторожно сделал другой, третий, четвертый… А потом снова повернулся и сделал 4 шага в другую сторону. К сожалению, медведь так и не осознал, что прутья клетки теперь есть только в его воображении. Что они в памяти оказались крепче настоящих. Прошло много времени, но медведь до сих пор так и ходит в нем, всего лишь 4 шага вперед и столько же обратно.

Так же и устроена и жизнь человека. Это называется «вы́ученная беспо́мощность» (англ. learned helplessness), также приобретённая или заученная беспомощность — поведение, при котором человек не делает попыток  улучшить своё состояние (и не пытается избежать проблемных ситуаций или выйти с них), хоть и может их изменить. Эта модель формируется, после неудачных попыток, что-то изменить, как-то повлиять на обстоятельства и изменить их в лучшую сторону. Человек больше не хочет действовать, он становится пассивным, он не видит перспектив, чувствует себя удрученным и подавленным. Эта модель американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Психоанализ как метод поиска субъективной истины, как раз и дает возможность  человеку столкнуться с самим собой, своими страхами и установками.

С самого рождения мы учимся поглощать информацию, мы учим язык наших родителей, чтоб произнести свои первые слова и стать субъектом, у которого есть желание. Это проявляется в первых словах «мама», «дай», «хочу», «нет» и «я сам». Для того чтобы познать и научиться – нужно осознать.

Всё через что проходит человек – остается опытом, неприятные моменты могут забываться (вытесняться), но оставляют следы в бессознательном. Так сталкиваясь на протяжении жизни с разными ситуациями, часто мы уже не задумываемся о принятии решения, а делаем это автоматически, исходя из своего опыта. И именно этот опыт, часто мешает нам объективно оценивать ситуацию.

Например, в детстве все очень любили рисовать и делали это везде, включая стены дома, нас ругали за это, потом, мы рисовали на бумаге и кому-то из нас могли сказать, что он не лучший художник – и теперь больше желания даже пробовать нет. Или же в школе ребенок часто забывал стихи, путался, нервничал, а над ним смеялись одноклассники и ругали учителя, а повзрослев человек, стал бояться публичных выступлений. Эти моменты с детства со временем забываются, но тот опыт остается и влияет на нас при столкновении с подобными ситуациями. Все мы родом из детства и там уже привыкли определять для себя свою зону комфорта, что-то было скучным, что-то непонятным, а для чего-то мы не выделяли места, поскольку тогда считали это ненужным. Все это снижает наш энергетический потенциал и влияет на желание самосовершенствоваться и открываться новому.

Когда мы думаем о чем-то, то всегда в уме формируется определенный образ – наше субъективное представление о предмете и все его свойства. Этот собирательный образ становится основой для целого ряда мыслей, связанных ассоциациями и воспоминаниями которые продуцируют возникновение новых образов и реакций, возникающих в ответ – так же работает психоаналитический метод – метод свободных ассоциаций.

Какие преимущества дает психоанализ?

Психоаналитик помогает осознать свои связи с прошлыми ситуациями с детства и находить именно то, что мешает ему самосовершенствоваться и достигать новых вершин. Больше не будет необходимости искать отговорки, а будет движение вперед навстречу своим целям и желаниям. Умение жить осознано, без стереотипов и настройки «это невозможно», «это не реально», «это не получиться» — откроет Вам целый ряд преимуществ, заключающихся в готовности к восприятию и принятию нового. Нового мира и новых перспектив.

 

 

Оставить комментарий