«Человек в современном мире». «Психология желания»

Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берется желание, почему человек чего-то хочет?

В этой статье я постараюсь проследить возникновение желания с самого детства с точки зрения психоанализа. А также то, как оно меняется в соответствие с давлением культуры и идеологии, в которой растет человек.

 

Нехватка и условие желания и его движущая сила. Без нехватки нет желания. Но и удовлетвориться желанием раз и навсегда невозможно. В этой невозможности проявляется субъект. Субъект желающий….

психология желания

Становление цивилизованного общества, по утверждению Фрейда, началось с запрета, когда в первобытном мире появились первые ограничения и запреты: на инцест, на отцеубийство и т.д. Это тот запрет, который позволил возвысить человеческое общество над животным миром, когда не удовлетворение управляет человеком, а закон, этот закон и позволил человеку научиться желать.

В современном мире носителем этих запретов является культура, закон, власть. Но тенденции современности списывают желания со счетов, то каким человек должен быть, как бы прописано в идеологии.

 

Но откуда же у современного человека берется желание что-то делать, быть каким-то, стремится куда-то? Попробую объяснить, взяв за основу психоаналитическую теорию Жана Лакана и его концепцию «стадии зеркала».

 

С 6 до 18 месяцев, ребенок еще даже ходить не умеет, но застав свое отражение в зеркале он ликует, на основе этого, Лакан предложил концепцию стадии зеркала на четырнадцатом международном конгрессе в Мариенбаде (3 августа, 1936г.), но она не была выслушана из-за повышенного интереса к дебатам между М. Кляйн и А. Фрейд, и расхождений взглядов на детский психоанализ.

Ликование ребенка состоит в том, что ребенок потерял часть себя – т.е. кормящую грудь, но взамен получил некую компенсацию – образ себя.

Восприятие собственного зрительного образа, Лакан называет идеальной для изучения символической матрицы, где этот образ уже существует в своей первоначальной форме, он называется «Я-идеал», и становиться источником для вторичных идентификаций.

 

Этот образ в зеркале дает возможность скоординировать моторные функции тела и собрать все в единый образ собственного Я. Запечатленный образ себя станет надежной жизненной опорой. В случае если координация не происходит, распад единства собственного тела и образа (раздробленное тело) – это шизофрения.

Через идентификацию с этим образом «себе подобного», на завершающем стадию зеркала этапе, прокладывается начало, которое связывает Я с социально обусловленными ситуациями. Тут формируется стремление к идеалу и желание быть признанным другим, что дает толчок к развитию и достижению идеала.

 

Почему оно появляется и кем ребенок должен быть признан?

психология детства

Здесь становится важным прояснить вопрос, откуда берется другой? Разберем фантазм: мама подходит к зеркалу радуется и возвышает образ в зеркале своего ребенка. Ребенок видит в образе целостного объекта, которому мама радуется и этот образ в зеркале – становится идеальным другим.

Ребенок в этой фантазматической сцене матери выступает как объект. Мама говорит другому в зеркале «это ты», «это твое отражение там». И у ребенка, субъекта зеркала, эта сцена откладывается в памяти: есть «зеркало», есть «другой».

Ребенок, смотря в зеркало, получает означающее: «смотри какой там хороший, красивый мальчик, видишь? – да, это ты, ты молодец…» В этом случае нельзя не отметить, то удовольствие, которое ребенок получает при одобрении этого образа и получении «означающего». Для ребенка тут станет вопрос, так кто же молодец — он или его отражение, кому мама так радуется?

«Я» ребенка формируется в момент узнавания себя, однако, как отмечает Илья Ильин в своем докладе «Лакан в универмаге» , вместе с идентификацией с образом, ребенок впадает в непонимание: с одной стороны, он обретает свой образ, а с другой понимает, что его Я – это свойство отражения.

Таким образом, идентификация, обретение своего Я, происходит через отчуждение, через образ.

Это Лакан, продемонстрировал на примере отношений детей с другими детьми, и с их родителями: почему, например, ребенок начинает плакать, если рядом резко заплакал другой ребенок, или если один ребенок ударил другого и тот заплакал, то в результате плачут обои. Первый ребенок идентифицируется со вторым, который выступает в роли зеркала.

Когда мать дала означающие тому образу в зеркале, смотри какой хороший мальчик там, сформировался идеальный образ, который хвалят, который соответствует идеалу. Этот идеальный образ (в психоанализе называют Я-идеал) сопровождает его на протяжении всей его жизни. Этот сборный образ (череда идентификаций) формировался в процессе всего развития. Первый учитель, который стал примером для подражания, говорил, что ты должен хорошо учиться, тогда ты заслужишь мое уважение, любимый кумир с телевизора – который демонстрирует идеальное тело или успех, которого он добился, всеобщее признание, которое стало важным в фантазиях о том, как должен выглядеть успешный, реализовавшийся человек и так далее. Эти образы, которые сопровождают человека всю жизнь, меняются, дополняются, но некогда не исчезают, именно они и затрагивают нехватку, то несоответствие внутреннего образа с идеалом, именно это и заставляет желать и стремиться.

Каждому человеку важно найти именно свое собственное желание, а не навязанное идеальными образами, созданными СМИ и культурой. Каждый человек стремится добиться чего-то в жизни, но является ли это всегда именно нашим желанием? Или это может быть проигрывание ситуации с детства, например, когда ребенок нарисовал картинку, приносит папе, а папа говорит, не мешай, я занят. Далее ребенок учится на одни пятерки в школе и также приходит к папе с вопросом, правда я молодец, а папа опять не обращает должного внимания и не умеет похвалить ребенка. Тогда ребенок в жизни будет добиваться все большего и большего, а настоящей целью будет доказать отцу свою состоятельность и добиться похвалы. Будет ли это своим желанием? Нет, этот человек не станет счастливым от того что добился, ведь он делал это для другого человека, а не для себя. Так же происходит и с отождествлением с кумирами, если мы стремимся достичь идеала, стать таким же, как кумир, но в этом стремлении, мы теряем настоящего себя.

К сожалению, тенденции современного общества стирают границы индивидуальности и заменяют их «идеалом социального Я». То есть происходит переход от субъективизации к объективизации. Что это за идеал? Это тот идеальный образ нас самих, тот зеркальный образ, который дает иллюзию обретения полноты, которую человек ищет всю жизнь. И раз попытка достигнуть совершенства — это получить признание со стороны другого, то массовая культура и продуцирует образы того идеала, которому следует соответствовать.

Субъект желания – это субъект идентификации, это тот субъект, который находиться в постоянном поиске опоры в символической вселенной, он ищет идеалы, с которыми можно отождествиться и обрести идентичность (себя). Таким пунктом идентификации может быть учитель, любимый человек, психоаналитик, кумир.

Например, истеричка ищет другого, дарующего ей ее идентичность и поэтому задает вопрос, каким она есть объектом для него. Любит ли он меня спрашивает она, а не задается вопросом, люблю ли я его. Все объекты на ее пути – это попытка идентифицировать себя, найти себя через идентификацию с другим. Задаваясь вопросом о желании другого, она встречается с самим желанием как с другим.

Желание соответствовать, всегда вызывает тревогу, в невозможности исполнения этого желания. Истерик как обозначено выше в примере, пытается соответствовать представлению об идеале другого человека (например, мужа), но она не знает, что именно он любит в ней, поэтому находится в постоянном поиске.

Тогда возникает эта тревога, ведь желание другого это загадка для субъекта: он не может понять, разгадать тайну, какой же он в восприятии другого, ведь субъект одет в социальную маску, и встречая того, на кого хочет произвести впечатление или того, кто важен для него, он задается вопросом, соответствует ли он той роли которой от него ожидают, а правильная ли социальная маска на нем надета?

 

Чего же мы сами на самом деле желаем? Используя Лакановскую максиму: желание есть всегда желание другого. Т.е. субъект желает того же, чего желает другой, либо в смысле конкретного человека, либо в смысле символического порядка. Не на этом ли построены все современные технологии влияния?

Мужчина влюбляется в женщину, потому что считает, что ей присуще то, чего на самом деле в ней нет, некий объект а (агальма) , порождающий его желание. Он видит в этой женщине что-то особенное, изюминку, будь то лицо, жесты, улыбка, глаза и т.д. Что-то, что является для него местом объекта а, вокруг него выстраивается фантазматический сценарий, поддерживающий влюбленность. Женщина, особенно истеричка, задаваясь вопросом, кто я для другого, что во мне особенного, постоянно ищет на этот вопрос ответ. И поскольку найти его не может, пытается довести до совершенства все. Именно на желании «соответствовать» идеалу, своим кумирам и так далее построена вся индустрия потребления, которая дает советы, как стать идеальным. Все построено на стремлении обрести в себе объект, превращающий в объект любви, в объект восхищения, стать значимым для других, либо же «соответствовать» созданной в своих фантазиях «идеальной» социальной маске. Вся культура потребления призывает наслаждаться , потреблять и никогда не останавливаться в поисках очередного продукта потребления, который обеспечит приближение к своему псевдо идеалу.

Предлагаю подытожить все вышесказанное: первым объектом для идентификации, первым «Другим», используя Лакановскую терминологию, становится мама или заменяющий ее объект. Стадия зеркала дает первое представление о себе и своем образе, а также формирует Я-идеал – это становится матрицей для последующих идентификаций. В процессе формирования личности, встречается множество образов, из которых берутся представления и о себе и об окружающих. Становясь личностью социальной, человек принимает поведение навязываемое обществом (свод правил и ожиданий поведения). Подогревают основу СМИ и идеология, которые очень сильно влияют на становление личности.

Только когда человек задумывается о том, кто он на самом деле, какой он и чего хочет, либо когда обращается к психологу со своим внутренним вопросом, только тогда он начинает узнавать истинного себя. Какой он, а не каким его хотели бы видеть родители, друзья, коллеги…

 

Найти себя и свое истинное желание, возможно только через познание себя, через анализ своей жизненной истории, в чем может прийти на помощь психоанализ как метод исследования субъективной истины.

Оставить комментарий