Что такое арт-терапия?

арт-терапия
 
 
Арт-терапию считают одним из самых современных и прогрессивных направлений в психологической работе.

 

 

 

 

 Образы, которые создаются на занятиях арт-терапии в процессе творчества — это личный символический язык человека, в котором зашифрованы травмы, страхи, внутренние конфликты и жизненный опыт — это все отражает наши бессознательные процессы. 

Арт-терапия – это  искусство выражать себя через творчество, но акцент делается не на продукте творчества, а на том, какой смысл в этот продукт вкладывает человек, что это значит лично для него.

 

Арт-терапия дает возможность каждому творить свою жизнь самому: рисовать счастье, лепить страхи и печаль, проигрывать конфликты и создавать что-то новое и уникальное — что то свое…

 

Виды арт-терапии: изобразительные техники работы, песочная терапия (с сухим и мокрым песком), лепка (глина, пластилин, тесто), сказкотерапия и игротерапия (анализ игры).

 

Как работает арт-терапия, что происходит?

Есть 2 подхода в арт-терапии:

-           Психологический –  он в основном, использует четкое задание, на которое есть четкая интерпретация (рисунок «Человека», рисунок «Дерева»). Эти рисунки в основном используется для диагностики. Или для определения представлений человека о себе. Такие методы, часто используется фирмами при приёме на работу: на должность директора отдела должен прийти человек, который знает себе цену, который уверен в себе и за которым пойдут люди. Методы арт-терапии в этом случае, помогают понять, на сколько человек соответствует требованиям компании. 

-           И есть метод, который я чаще всего использую в работе — психоаналитический. Человек, который приходит к психоаналитику за терапией имеет представление, куда и зачем он идет, у него чаще всего уже есть свой запрос – то что ему хотелось бы получить от встреч. Но если его приводят родственники, как, например, ребенка, то часто он не может на первой встрече сказать что он хочет, он знает что, его родителей что-то беспокоит, но не может сам для себя обличить в слова, что происходит с ним. Тогда запрос формируется уже в процессе работы, если у ребенка есть желание проходить терапию. Если это индивидуальная работа с клиентом, то с первого же занятия где-то на столе лежат, карандаши, краски и бумага. И часто, пока мама рассказывает о причине обращения, дети хватаются за рисование или я сама могу предложить порисовать. В психоаналитическом контексте, я никогда не предлагаю тему для рисунков, даже если ребенок спрашивает, что нарисовать. В этом вся суть метода – психоанализ не направляет и не дает тему для проработки. И человек всегда изобразит то, что пришло ему в голову, так называемый метод свободных ассоциаций – и этот рисунок будет отображением именно его внутреннего мира. Когда рисунок готов – он отражает то, что для человека в этот момент важно и актуально и исходя из этого уже появляется поле для разговоров и размышлений. Это и отличает психоанализ от психологии. Потому что психоаналитик не указывает путь, а идет за клиентом, следуем ходу его мыслей и образов. Дети, чаще всего рисуют свою семью или себя. Или же просто человечка, того же пола и возраста что и сам ребенок. Это происходит, когда ребенок не хочет говорить о себе и поэтому  придумывает персонажа, которому создает историю, приписывает качества, придумывает проблемы и сложности, с которыми его персонажу приходится сталкиваться. В этом случае можно использовать элементы сказкотерапии — придумывание сказки с этим героем. 

Арт-терапия — это мощный инструмент психологической работы, он подходит и взрослым и детям, по-этому я кроме индивидуального консультирования провожу групповые занятия. Группы проводятся в центре Киева (ул. Жилянская и Михайловская) и в Соломенском районе (ул. Эрнста). Подробнее читать тут.

Оставить комментарий